Такое человечное «зверьё»… » новости Екатеринбурга и УрФО

Такое человечное «зверьё»…

24-10-2015, 08:00
Такое человечное «зверьё»…
Фото:

Музейный центр народного творчества «Гамаюн» (ул. Гоголя, 20/5) 22 октября представил в своих стенах рукотворный бестиарий. Крокодилы, змеи, хищные птицы сосуществуют на стеклянных этажах в витрине мирно — не шипят, не принимают позу угрозы, но каждый рассказывает свою экзотическую историю, впрочем, вполне понятную людям. Об одиночестве, о том, как приходится противостоять жизненным рискам и как трудно вырастить потомство. Дети есть дети, будь то черепашонок, или птенчик, который так торопится появиться на свет, что продолбил клювом яйцо, пока мама-птичка ещё только в процессе несения, или совёнок.

Сов здесь немало. Семьями и поодиночке, в полёте — во весь внушительный размах пёстрых крыльев — и в состоянии покоя, как эта старая птица, вспоминающая с грустью о былых крылатых годах. Элегантный пеликан — символ великодушия (у этой особи явно есть душа). Ушастая здоровенная псина с умиротворённым выражением морды — символ кормящего материнства в окружении крошечных толстолапых копий. А кукушонок, схвативший, словно ребёнок ручками, птичье яйцо с намерением выбросить из гнезда, борется за жизненное пространство для себя — уж как может…

Все эти крылатые, лохматые, с чешуёй, в перьях, «кожаные» и «меховые» представлены фигурками из камня. Автор экспозиции малой каменной пластики «Зверьё моё» Рамиля ФАЗЛЕЕВА рассказала ВЕ, что материал для этих скульптур — особый: мягкий камень, как ни парадоксально звучит. Например, талькохлорит, кальцит, которые добывают на Урале. С помощью стамески, разнообразных резцов художник «достаёт» из камня эти трогательные, забавные и возвышенные образы. Да-да, возвышенные, потому что представители фауны рядом с человеком очеловечиваются, а человек становится, в свою очередь, человечнее, добрее.

Среди «зверья» мы видим мальчишку в традиционной башкирской шапке, свернувшегося во сне калачиком, словно в утробе матери, — прямо на родной земле, как в колыбели. На крыльце домика сидят старик и мальчик — так спокойно, так дружно, смотрят оба в одну сторону, что понятно: это любимый дед и любимый внук. Юный музыкант, похожий на анимационного персонажа, играет на свирели народную песню, и родные горы Урала слушают его «Уралым». А этот красивый малыш с розой в руках склонил голову в печали, скорбя о погибшем друге-лётчике — «Маленький принц».

В «Гамаюне» представляют творчество художников-любителей, не имеющих специального образования. Рамиля Фазлеева — профессионал. Заместитель директора центра Фарида МИННИГУЛОВА пояснила, что когда здесь представляют художественные школы народных промыслов, «слово дают» именно профессиональным мастерам:

— Аналогов творчеству Рамили Фазлеевой в башкирском искусстве нет. Тематика её работ, созданных в стилистике кунгурского художественного промысла, не ограничивается анималистикой. Её «зверьё» соразмерно ладони человека. В мягком камне ею воплощены и эпические мотивы, и национальные традиции, и тепло семейных ценностей. Выставка в Екатеринбурге, в «Гамаюне», — первая персональная выставка автора за пределами Башкирии.

Рамиля Накибовна училась камнерезному искусству в юности там, где живёт и развивается именно эта «мягкокаменная» школа резьбы — в Кунгурском художественно-техническом училище № 58, в Пермском крае, работала и на знаменитом комбинате «Уральский камнерез», но… Сама художница считает себя в резьбе по камню любителем:

— По профессии я — архитектор жилых и общественных зданий, окончила в своё время Свердловский архитектурный институт, теперь он по-другому называется — Уральская архитектурно-художественная академия. Работала в проектном институте по специальности. Потом преподавала в школе искусств в городе Янаул на севере Башкирии, где и сейчас живу. Правда, резьбой по камню занимаюсь очень давно, с училища, но только в свободное время. Недавно вот вышла на пенсию, и свободного времени стало достаточно для моего самого любимого занятия.

Работы Фазлеевой удостоены дипломов всероссийских и международных фестивалей и конкурсов (в том числе и тех, где скульпторы соревнуются в создании фигур и композиций из снега и льда). В 2006 году Рамиля Накибовна участвовала в конкурсе садово-парковой скульптуры в Екатеринбурге. Её мраморная черепаха украшает с тех пор Центральный парк культуры и отдыха им. В. В. Маяковского. А один из недавних дипломов отметил победу автора в примечательной номинации: «Философское осмысление образа в камне». До 8 ноября в «Гамаюне» будут проживать персонажи «философского» бестиария Рамили Фазлеевой.

erid: erid: