Чёрно-белые души Шагала » новости Екатеринбурга и УрФО

Чёрно-белые души Шагала

22-12-2012, 08:00
Чёрно-белые души Шагала
Фото:

Художник переместил гоголевский город NN в родной Витебск

Мы привыкли видеть и думать, что Марк ШАГАЛ — это небеса, полёты влюблённых над Витебском в голубоватой вечерней дымке, белокрылые и огненные ангелы, золотистая скрипка в руках чудака на крыше… Но прежде всего тот цвет, о котором Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ написал в стихотворении «Васильки Шагала»: «…его синий не знает соперников». Те работы, что представлены в экспозиции «Марк Шагал. «Мёртвые души». Офорты к поэме Н.В.Гоголя», показывают невиданного художника и расширяют представление о нём и, конечно, не только «цветные» стереотипы. Выставка открылась 19 декабря в Музее изобразительных искусств (ул. Вайнера,11). Это раритеты из частных коллекций екатеринбургской семьи ГУСЕВЫХ и бывшей москвички, выпускницы факультета журналистики МГУ, а ныне жительницы Штутгарта (Германия). Коллекционер Ирина СТЕЖКА и представила нам на вернисаже «своего Шагала».

Это была графическая премьера российского значения. 90 чёрно-белых листов, выполненных в смешанной технике (офорт, сухая игла, акватинта), никогда прежде не экспонировались в музеях России вне Москвы и Санкт-Петербурга…


Куратор выставки Мария ГОРДУСЕНКО перед шедеврами Марка ШАГАЛА. Фото: Екатерина ТИТОВА.

Марк Шагал даже Париж называл любовно «вторым Витебском» и умудрялся расселять в городских французских картинах персонажей из того городка своей юности в российской черте оседлости. Первый большой опыт работы Шагала над книгой в качестве графика состоялся во Франции, в Париже, и стал офортами к поэме Николая ГОГОЛЯ «Мёртвые души». Гоголь — выбор художника. И cегодня мы видим в офортах на стенах екатеринбургского Музея изобразительных искусств, как гоголевский губернский город NN обрёл витебские черты — захолустные и ухабистые. Только живут в нём не цветные влюблённые, скрипачи, дворники, сапожники, а чёрно-белые мёртвые души гоголевских персонажей. «Антивасильковый» Шагал.

В авторской книге Шагала есть и гоголевская фантасмагория, и узнаваемые метафоры самого художника, и смех, и печаль. Вот бредёт понуро уставшая «птица-тройка». Вот буйно заросший, превратившийся в дикие «джунгли» сад Плюшкина. Здесь живые, словно мёртвые с гротескными лицами, с потешной и ужасной мимикой. Здесь мёртвые крестьянские души, которые скупал предприимчивый Чичиков, представлены в живых смешных образах: Елизавета Воробей, плотник Степан Пробка, сапожник Максим Телятников… А на офорте «Лодочники» вдруг встречаем такое знакомое лицо в обрамлении непослушных кудрей: похоже, Марк Шагал собственной персоной решил стать персонажем гоголевской поэмы…


ПЛЮШКИН с шагаловского офорта. Фото: Екатерина ТИТОВА.

На шагаловском вернисаже главный специалист управления культуры администрации Екатеринбурга Лариса ПЕТРОВА от имени учредителя поздравила наш музей с уникальным проектом и отметила особо:

— Екатеринбургский Музей изобразительных искусств сейчас успешно ведёт экспозиционную работу по трём направлениям: из собственного собрания, из коллекций крупнейших музеев страны — петербургских Русского музея, Эрмитажа, московского ГМИИ имени Пушкина и из частных коллекций. Об этом знают екатеринбуржцы, и знают, что каждая выставка будет своего рода открытием, каким несомненно станет эта экспозиция Марка Шагала. Из частной коллекции, но с общим для нас значением.

Уникальность проекта не преувеличена. Приобретённый всего год назад у частного же коллекционера этот полный экземпляр иллюстраций Шагала с гоголевским текстом впервые показывают российской публике в Екатеринбурге. Это коллекционная редкость — авторский экземпляр книги «№ 77», изданной в Париже в 1948 году. Даже в Третьяковской галерее, которой Шагал в 1927 году отослал в дар свои офорты, листы в таком объёме никогда не выставлялись, лишь фрагментарно — в дополнение к другим выставкам художника.


ЧИЧИКОВ и МАНИЛОВ соперничают в вежливости на пороге. Фото: Екатерина ТИТОВА.

Одна из владельцев раритета Ирина СТЕЖКА и куратор выставки, заведующая сектором зарубежного искусства ЕГМИИ Мария ГОРДУСЕНКО рассказали историю «Мёртвых душ» Марка Шагала. Известный книгоиздатель Амбруаз ВОЛЛАР, который и пригласил Шагала во Францию, предложил ему этот проект. Впервые в 1928 году офорты «Мёртвых душ» увидел французский зритель, вскоре часть листов экспонировали в Москве. Но авторская книга была издана только через 20 лет спустя. Воллар погиб в автомобильной катастрофе, затем все человеческие планы разрушила Вторая мировая война. После войны Эжен ТЕРИАД выкупил издательские права у наследников Воллара, и книга с иллюстрациями Шагала наконец-то увидела свет. Потом Териад издаст графику художника к «Басням» ЛАФОНТЕНА, к Библии… А сейчас перед нами Шагал в листах переведённой на французский книги Гоголя «Les Ames Mortes». На титульном листе — размашистая подпись тушью: «Marc Chagall».

Кстати

Вчера Музей изобразительных искусств и управление культуры администрации Екатеринбурга торжественно открыли ещё одну новую выставку — «Париж, Монмартр, канкан…Лотрек». Сегодня 50 литографий выдающегося французского художника Анри ТУЛУЗ-ЛОТРЕКА из европейских частных собраний, предоставленные для екатеринбургской выставки «Арт-центром в Перинных рядах» (Санкт-Петербург), открыты для широкой публики.

erid: erid: