Музейный мир, открытый «инопланетянам» » новости Екатеринбурга и УрФО

Музейный мир, открытый «инопланетянам»

11-10-2011, 08:00
Музейный мир, открытый «инопланетянам»
Фото:

Эксперты и члены жюри Европейского музейного форума прилетели в Екатеринбург в ночь с пятницы на субботу. А в субботу, 8 октября, встретились с журналистами в Музее истории Екатеринбурга (ул. Карла Либкнехта, 26). Он, участник конкурса «Лучший европейский музей 2012 года», и стал целью их приезда и экспертизы.

Пока шёл разговор, музейная жизнь не прерывалась ни на минуту, ведь у входа не было таблички «закрыто», как случается иногда по важным поводам. Гости видели, с каким интересом посетители знакомились с постоянной исторической экспозицией, с её новым пополнением «Исетский диптих» об отцах-основателях города Вильгельме ДЕ ГЕННИНЕ и Василии ТАТИЩЕВЕ. Как замирали в восторге перед «Чудесами под микроскопом» — «наноэкспонатами» работы микроминиатюриста Анатолия КОНЕНКО. Наши раскованные зрители, не стесняясь присутствия гостей, тихо и спокойно рассматривали прямо в зале пресс-конференции картины Елены ГЛАДЫШЕВОЙ «Мифология детства», а потом отправлялись прямиком в «Эру Гагарина» — на выставку, посвящённую 50-летию первого полёта человека в космос… Все эти экспозиции к моменту беседы члены жюри уже посмотрели. Более того, сотрудники музея во главе с директором Расимом НАЗИПОВЫМ познакомили их со всем спектром работы, направленной на вовлечение зрителей в этот музейный мир, где новички чувствуют себя «инопланетянами», совершающими открытия, а завсегдатаи — исследователями и ценителями подробностей истории.

По правилам конкурса исполнительный директор Европейского музейного форума (ЕМФ) Дорик МАКМИЛЛАН (Великобритания), члены жюри ЕМФ — Йетте СЭНДАЛ (Дания) и Майкл РАЙАН (Ирландия) не могли в субботу поделиться с нами своими впечатлениями от музея. Но по косвенным замечаниям можно было догадаться, что эти впечатления — положительные. Так, Йетте Сэндал, автор музейных проектов в Дании, Новой Зеландии, Швеции и других странах, отвечая на вопрос о сегодняшних характерных тенденциях в работе европейских музеев, обвела рукой зал «Площадь городских часов». Здесь стеклянная стена открывает вид на город, а городу — вид на музейный интерьер…

— Вот эта комната как раз в духе европейской тенденции. Пример стирания границ между городом и музеем, подчёркивающий их единый контекст жизни.

Эксперт ЕМФ от России, которая и рекомендовала наш музей в номинанты конкурса: Анна ГЛИНСКАЯ — не член жюри и потому свободна в оценках. Она объяснила, почему, собственно, дала такую рекомендацию екатеринбургскому музею:

— По условиям конкурса в нём могут участвовать те музеи стран-участниц Совета Европы, которые были созданы в недавние годы или же реконструированы и модернизированы. 70-летний Музей истории Екатеринбурга соответствует данным параметрам, так как после значительной реконструкции предстал в совершенно новом музейном образе и с новой концепцией. Я бывала здесь прежде, и всякий раз ощущаю уникальную атмосферу этого музея, а проще — мне здесь хорошо.

Майкл Райан, в своё время лауреат приза ЕМФ, отметил, что в своей работе музейщика руководствуется таким принципом: неважно, по какому поводу приходят люди в музей, главное — с чем они из музея уходят. Если посетитель покидает музейные стены чуть-чуть другим человеком, более открытым миру, с желанием открывать его дальше, то это и есть движение к цели. Такой диалог с публикой, кстати, один из критериев, по которым жюри оценивает номинантов. Наш музей ему соответствует.

Из истории

В 2012 году конкурс Европейского музейного форума отметит 35-летие. Его, как и сам форум, основал под эгидой Совета Европы британский учёный, археолог, музеевед и практик музейного дела Кеннет ХАДСОН. Одна из премий ЕМФ теперь носит его имя. Он и сформулировал «вопросы» для претендентов на победу: как влияет на жизнь общества, как работает с публикой, в диалоге с людьми именно этот музей, именно в это время и в этом месте. «Ответы» номинантов и становятся предметом экспертизы и выводов жюри. Размер музея, его профессиональная направленность могут быть любыми. Главное — инновационный характер.

Кстати

В конкурсе «Лучший европейский музей»-2012 кроме Музея истории Екатеринбурга Россию представляют ещё четыре: Коломенский музей пастилы, Музей-усадьба А. П. ЧЕХОВА «Мелихово», Музей Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге и музейный комплекс «Петергоф». Победители европейского конкурса будут названы в мае 2012 года.

erid: erid: