Отстоял права? Получи… срок » новости Екатеринбурга и УрФО

Отстоял права? Получи… срок

21-08-2013, 08:00
Отстоял права? Получи… срок
Фото:

В статье «Оставим город без воды?», опубликованной 7 августа, «Вечёрка» уже касалась предыстории ареста директора екатеринбургского МУП «Водоканал» Александра КОВАЛЬЧИКА. Правоохранительные органы до сих пор не озвучили сколь-нибудь внятных комментариев по сути предъявленного ему обвинения, но делают вид, что не делают секрета из хода следственных мероприятий.

Михаил МИЛЬМАН. Фото: архив.
Такая позиция непонятна и директору информационно-правовой компании, старшему преподавателю кафедры криминалистики Уральской государственной юридической академии Михаилу МИЛЬМАНУ, оказывающему консультативную помощь адвокатам Александра Ковальчика.

— Михаил Григорьевич, в чём всё-таки обвиняют Александра Ковальчика?

— Ему вменяют в вину два эпизода, которые по ст. 160 ч. 4 УК РФ квалифицируются как «Присвоение или растрата». Я не буду касаться существа дела, тем более что ещё не знаком с документами, которые удалось собрать следствию. Но меня очень беспокоит агрессивность поведения работников правоохранительных органов. Заключение Александра Анатольевича под стражу, обосновывалось тем, что у него и членов его семьи имеются загранпаспорта, что им куплен билет до Симферополя, а также тем, что у него есть достаточно денежных средств и в силу занимаемого положения — связи, чтобы проживать за границей.

— А разве нельзя было просто изъять загранпаспорт, посадить человека под домашний арест? Сейчас закон предоставляет правоохранителям довольно большой выбор действий.

— Думаю, что именно такое решение и должно было быть принято в рассматриваемом случае, так как на момент принятия решения о задержании по подозрению в совершении преступления Ковальчик имел статус свидетеля. Ему был предоставлен плановый отпуск, билеты на самолёт были куплены заранее, и в силу закона, как лицо, в отношении которого не избрана мера пресечения, он не был обязан ставить кого-либо в известность о планируемом отъезде. У нас закон позволяет помещать человека под стражу, если свидетели и потерпевший прямо указали на него как на лицо, совершившее противоправные действия, если у человека при обыске обнаружены вещи, добытые преступным путём, если лицо предпринимает попытки сокрытия доказательств по делу либо пытается скрыться от следствия и суда. Как человек, имеющий более чем 20-летний стаж следственной работы, считаю, что веских оснований для содержания Александра Ковальчика под стражей органами предварительного расследования и прокурором не представлено.

 

Справка

Директор екатеринбургского МУП «Водоканал» обвиняется в том, что предприятие оплатило поставки оборудования, вовсе не рассчитывая его получить. Но контракт был подписан ещё до того, как Александр Ковальчик стал директором. Он обнаружил задолженность и потребовал от подчинённых с ней разобраться.

Второй пункт обвинения касается оплаты услуг юридической фирмы, которая по поручению «Водоканала» вела арбитражные процессы по вопросам инвестиционной надбавки и выиграла суды на сумму около 1,5 млрд. рублей. Юристы получили за свою работу гонорар в размере нескольких миллионов рублей. Оплата услуг сторонней фирмы и ставится в вину директору, у которого на предприятии есть собственный юридический отдел.

 

— Относительно второго пункта обвинения (см. «Справку». — Прим. ред.) можно было обойтись без привлечения юристов со стороны?

— Настоящий специалист права — это специалист в очень узкой отрасли. Юрист «широкого профиля» попросту не сможет грамотно подготовиться к арбитражному процессу, не успеет изучить судебную практику, перелопатить горы специализированной литературы. В конце концов, он может просто не иметь опыта поведения на таких процессах. Никто же не вменяет в вину директору машиностроительного завода привлечение специалистов стороннего предприятия для ремонта или наладки сломавшегося станка, хотя на заводе тоже есть ремонтный участок.

Парадокс: полиция боится полиции

— Может быть, у правоохранителей было подозрение, что Александр Ковальчик сможет оказать давление на свидетелей?

— Его арест следователь мотивировал именно тем, что связи обвиняемого в административных и, хочу это особенно подчеркнуть, правоохранительных органах могут помешать ведению следствия. Парадокс: полиция боится полиции. Следователь боится, что на него начнут давить его начальники. Я не думаю, и есть тому основания, что подобное могло случиться. Не буду голословен: обыск на предприятии, а это следственные действия, процесс которых строго регулируется законодательством, ещё не был закончен, как в теленовостях уже появились кадры его видеосъёмки. Или второй пример: Александра Ковальчика вызывают к следователю, он ещё не знает, зачем, но в коридоре слышит радио, где в новостях говорят, что ему уже предъявлено обвинение. Не думаю, что пресс-служба правоохранителей станет распространять подобную информацию без согласования.

— На ваш взгляд, зачем всё это делается?

— Сейчас ежедневно по 4—5 работников МУП «Водоканал» из самых разных структурных подразделений вызываются к следователю и отвечают на вопросы о своих должностных обязанностях, о роде своей работы — ну и так далее. Люди нервничают, боятся принимать решения, брать на себя ответственность. Действия следствия можно расценить как попытку дестабилизировать обстановку на предприятии, максимально затруднить его хозяйственную деятельность. Ну а для чего это делается, пускай читатель придёт к выводу сам.

В общей камере. Нужно ли это?

— Вы можете оценить перспективу возбужденного уголовного дела?

— То, что сейчас лежит в томах уголовного дела, — пока ещё тайна следствия. Думаю, что суд разберётся и вынесет правильное решение. Пока же дело дойдёт до суда, а, по моему мнению, это произойдёт не раньше зимы следующего года, человек будет находиться в общей камере СИЗО. Нужно ли это? Правильно ли это? На 22 августа назначено заседание апелляционной инстанции Свердловского областного суда, где будет рассматриваться жалоба адвокатов на постановление судьи Верх-Исетского суда, на основании которого Ковальчик взят под стражу. Защита будет настаивать на изменение меры пресечения, на любую другую, не связанную с содержанием под стражей.

erid: erid: