Общественный транспорт: быть или не быть? » новости Екатеринбурга и УрФО

Общественный транспорт: быть или не быть?

17-04-2014, 08:00
Общественный транспорт: быть или не быть?
Фото:

Только факты: с 2010 года по апрель 2014-го самым крупным транспортным предприятием Екатеринбурга — трамвайно-троллейбусным управлением — недополучено из областного бюджета 945,7 млн. руб. Из-за тяжёлого финансового положения перевозчика средняя зарплата остаётся на уровне 22 739 рублей. С начала этого года с предприятия уволилось 277 человек.

Эта информация прозвучала 15 апреля во время общественных слушаний, посвящённых вопросу сохранения существующей сети пригородных поездов.

Связь очевидная. Во-первых, те жители областного центра, которые пользуются электричками, наверняка пользуются муниципальным общественным транспортом: метро, автобусами, трамваями и т. д. (автовладельцы и по городу, и по области предпочитают перемещаться, как правило, на машинах). Во-вторых, проблемы у перевозчиков общие: долги, которые копятся из-за нежелания региональных чиновников компенсировать транспортникам убытки.

В частности, убытки городских перевозчиков растут по причине перевозки льготников практически за собственный счёт. «Вечёрка» уже не раз писала, что после свершившейся «монетизации льгот» люди, прежде перемещавшиеся на общественном транспорте совершенно бесплатно, начали получать вместо льготы энную сумму, которая должна была компенсировать расходы на транспорт. Однако перечисляемых на их счёт денег хватало от силы на 15 поездок или того меньше, если пенсионер добирался до места несколькими видами транспорта. Снять социальную напряжённость позволила разработка и внедрение персональной социальной карты (ЕКАРТы для льготников): сегодня, например, стоимость безлимитного проезда на всех видах транспорта по этой карте составляет 360 рублей.

— В бытность свою главой города Аркадий Михайлович ЧЕРНЕЦКИЙ доказал, что поездок гораздо больше, поэтому было подписано соглашение, в котором оговаривалось, что город должен вести электронный учёт поездок льготных категорий граждан, а область обязуется компенсировать разницу между стоимостью их поездки по проездному (ЕКАРТе. — Прим. авт.) и её фактической стоимостью, — напомнил в последнем выпуске программы «Открытая студия», выходящей на телеканале «41-Домашний», заместитель главы администрации Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгений ЛИПОВИЧ. — Однако деньги не выделяются, и вся финансовая нагрузка ложится на транспортные предприятия, ведь стоимость одной поездки для льготника составляет всего 5 руб. 80 коп.

Что в итоге? Транспорт не обновляется, а квалифицированные кадры из-за маленьких зарплат увольняются.

— Не от хорошей жизни мы видим иностранных водителей, — подчеркнул Евгений Ефимович.

Ситуация с пригородными поездами тоже непростая. Субъект федерации является непосредственным заказчиком формирования маршрутной сети электричек. То есть именно он отвечает за количество маршрутов и пригородных поездов. Но что мы видим: на протяжении 5 лет количество электричек постоянно сокращается. В частности, только в 2014 году перестали курсировать 24 пригородных поезда, а у 109 уменьшилось количество вагонов. Чтобы показать масштаб трагедии, поясним, что отмена одной электрички из 6 вагонов вместимостью 720 пассажиров, по информации СвЖД, требует ввода дополнительно как минимум 15 автобусов или 30 микроавтобусов. Понятно, что вводить столько автобусов никто не будет.

А ведь на носу садово-огородный сезон, когда потребность в пригородных поездах (и частота поездок льготников в общественном транспорте, к слову) возрастает в разы. Участники общественных слушаний напомнили представителям региональной власти, что электричками (а также автобусами, троллейбусами и трамваями) пользуются в том числе многие пенсионеры, для которых сад при существующем уровне пенсии является источником пропитания, а нередко и заработка. Если уже сейчас большинство пригородных поездов переполнено вплоть до тамбуров, о чём свидетельствовал продемонстрированный в самом начале заседания ролик, страшно подумать, что будет летом.

Однако областные чиновники решили сэкономить не только на сокращении числа пригородных поездов и количества вагонов, но и (как и в случае с екатеринбургским общественным транспортом) на компенсации перевозчику так называемых «выпадающих доходов», то есть разницы между установленным РЭК тарифом и себестоимостью поездки. На слушаниях прозвучало, что соглашение о субсидировании со Свердловской пригородной компанией (СПК) подписано на сумму 767,62 млн. рублей, что составляет только 73% от убытков (100-процентная компенсация предполагает выплату в 1,046 млрд. рублей).

В завершении общественных слушаний правительству Свердловской области было предложено проводить взвешенную политику в вопросе организации транспортного обслуживания.

Но вот поможет ли это — большой вопрос… На примере ситуации с перевозчиками Екатеринбурга региональные чиновники уже несколько лет всеми своим действиями (а точнее бездействием) демонстрируют, что общественный транспорт, к которому, к слову, относится и городская электричка, им не нужен. Зачем? У них ведь имеется свой, личный…

К слову

Гул протеста

В следующий понедельник в Екатеринбурге пройдёт акция протеста, организованная профсоюзами транспортных предприятий. Ровно в полдень общественный транспорт города загудит, требуя от региональных властей выплаты компенсаций за перевозку льготников.

Гул протеста горожане услышат 21 апреля в 12.00.

erid: erid: