Бюджет: деньги — в регионы и муниципалитеты » новости Екатеринбурга и УрФО

Бюджет: деньги — в регионы и муниципалитеты

15-11-2011, 08:00
Бюджет: деньги — в регионы и муниципалитеты
Фото:

В пятницу в Хабаровске на заседании президиума Госсовета «О повышении роли регионов в модернизации экономики России» Президент Дмитрий МЕДВЕДЕВ подчеркнул, что планы построения инновационной экономики, создания современной инфраструктуры, наконец, развития человеческого потенциала должны опираться на местные региональные инициативы. Одними только решениями, принимаемыми в Москве, инвестиционный климат в стране не улучшить, он формируется именно на местах.

Аргумент сторонников централизации ресурсов: регионы у нас сильно отличаются друг от друга по развитию, имеющимся ресурсам, уровню жизни (например, согласно статистическим исследованиям, в США и Европе, региональный продукт на душу населения различается по территориям в 3—5 раз, в России — более чем в 25 раз), а социальные стандарты должны быть по всей стране едины, и для того чтобы вытащить отстающие регионы, нужны централизованные инвестиции.

И вправду, действуя подобным образом, за 10 лет разницу в доходах жителей беднейших и богатейших регионов удалось сократить вдвое. Однако уже и не понять, достигнуто ли это собственным развитием беднейших регионов или же простой перекачкой финансов. Последнее же есть явное нарушение принципов социальной справедливости. Гражданин, выплачивающий налоги, вправе рассчитывать, что на эти налоги для него и его близких построят новую дорогу, больницу, и на всё более высокую зарплату удастся привлекать всё более хороших педагогов для обучения его детей. А тут получается, что его деньги искусственно создают хорошую жизнь на другом конце страны.

В любом случае потенциал развития региональных экономик за счёт федеральных вливаний явно исчерпан. Подобными инвестициями на месте кто-то должен эффективно управлять. Более того, не в инвестициях чаще всего проблема, а в деловом климате на месте, который «из Москвы» создать и подавно не получилось бы. Резюмируем и скажем проще: когда в регионе люди хотят работать и содействовать чужой работе, у них, как правило, хоть что-то получается и без дотаций из Центра. Когда нет, то инвестиции и субсидии на поддержание «социальных стандартов» растаскиваются, утекают, как в прорву. Замечательный пример второго рода — Северный Кавказ и конкретно Чечня, где каких только чудес для показа высоким гостям не построено — обзавидоваться можно. В одном закавыка: экономические показатели регионов как были ниже плинтуса, так и остаются.

Похоже, это начинают понимать и в Москве, явно уходя от бытовавших там все 2000-е годы настроений в духе «с хорошим федеральным правительством любая страна процветёт». Вот и нынче Президент, сделав акцент на том, что «в конечном счёте именно губернатор отвечает за благоприятный деловой и социальный климат», предложил настроить бюджетный механизм так, чтобы губернатор, местные власти имели весь набор инструментов для модернизации, — и в то же время у них была и реальная ответственность за её успех. При этом Медведев чётко обрисовал стратегию создания понятной и прозрачной системы финансовых стимулов: деньги, которые выделяются из бюджетов всех уровней на программы и проекты, должны привязываться и к конкретному результату, который можно проконтролировать не по формальным, а по конкретным критериям; и этот критерий «должен быть также понятен всем заинтересованным силам».

Особо Медведев отметил то, что территориями, дающими толчок росту, могут выступать крупные города, вокруг которых должны «формироваться так называемые агломерации». Думается, жителям Екатеринбурга и его окрестностей эта мысль главы государства более чем понятна: ежедневно в столицу Урала на работу, учёбу и для проведения культурного досуга приезжает до 250 тысяч человек из городов и посёлков так называемой Екатеринбургской агломерации.

Комментируя итоги заседания президиума Госсовета, глава администрации Екатеринбурга Александр ЯКОБ подчеркнул, что власти уральской столицы на деле реализуют тезис Стратегического плана развития Екатеринбурга о согласованности развития и эффективного использования инфраструктуры, объединение усилий Екатеринбурга и близлежащих муниципальных образований для повышения качества жизни жителей всей екатеринбургской агломерации.

Губернатор Свердловской области Александр МИШАРИН, который возглавлял рабочую группу по подготовке вопроса для президиума Госсовета и сделал в Хабаровске основной доклад, также высветил развитие агломераций как инструмент и современный подход к общему повышению жизненного уровня. От имени рабочей группы Мишарин предложил поддержать идею Медведева о перераспределении бюджетных средств и с сегодняшней пропорции 60% федеральных средств на 40% региональных и муниципальных средств двигаться к пропорции 50% на 50%. Впрочем, дал понять докладчик, в рабочей группе сложилось мнение, что можно пойти и дальше…

 

"Студия 41". Интервью Александра ЯКОБА. Будет ли бюджет более социальным.

erid: erid: