Менять тарифы — не лучший выход, но другого пути нет » новости Екатеринбурга и УрФО

Менять тарифы — не лучший выход, но другого пути нет

17-09-2014, 08:00
Менять тарифы — не лучший выход, но другого пути нет
Фото:

Тема грядущего изменения тарифов на проезд в общественном транспорте для льготных категорий граждан остаётся для горожан одной из самых актуальных. Ей была посвящена беседа заместителя главы администрации Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгения ЛИПОВИЧА с ветеранами-активистами, живущими в ЛЕНИНСКОМ РАЙОНЕ. Эта встреча прошла 16 сентября в актовом зале здания районной администрации (ул. Чернышевского, 2). В зале был аншлаг: задать вопросы пришло более сотни человек.

Для начала Евгений Ефимович объяснил своим собеседникам, почему возникла необходимость пересматривать тарифы.

История вопроса

— Как вы помните, до 2009 года льготники пользовались общественным транспортом бесплатно. Потом произошла монетизация льгот, и нужно было подсчитать, какую компенсацию за проезд на транспорте должны будут получать льготники. Для этого требовалось выяснить, сколько поездок в месяц совершают эти категории граждан, — рассказал он. — Областное правительство заявило, что в среднем льготники совершают по 23 поездки в месяц. Эта цифра была умножена на тогдашнюю стоимость проезда, получилось 275 рублей, и решено было продавать месячный проездной билет за эту сумму. Мы утверждали, что количество поездок занижено, — когда был введён электронный проездной и электронный учёт, наша правота подтвердилась, и выяснилось, что в среднем льготники совершают около 65 поездок в месяц. Однако сумма не изменилась, лишь позднее была повышена до теперешних 380 рублей. А те 700 млн. рублей, которые раньше выделялись городским транспортным предприятиям в компенсацию за проезд льготников, начали поровну разделять между всеми льготниками. И выяснилось, что общественным транспортом пользуются далеко не все из них: в бюджет вернулось только 200 млн. Разницу в 500 млн. областное правительство пообещало доплачивать транспортным предприятиям. Уже были подписаны все необходимые документы, но сменился губернатор, и подсчёты с проверками начались по новой. Сумма получилась та же самая. Но вновь пришёл новый губернатор — стал разбираться с этой ситуацией и принял решение, что область ничего городу не должна. А за прошедшие годы, к сожалению, под обещания областного правительства городские транспортные предприятия набрали кредитов. Они ожидали, что смогут их вернуть, когда область выплатит им обещанные деньги. К сожалению, финансовые возможности по кредитованию закончились ещё в позапрошлом году. С этого времени транспортные предприятия не имеют возможности поднимать заработную плату, несмотря на то, что идёт инфляция. От этого резко выросла текучесть кадров. В финансовом споре крайними остались порядка 20 тысяч сотрудников транспортных предприятий.

Поиски решения

Заместитель главы городской администрации сообщил, что для поиска выхода из этой ситуации в областном Законодательном собрании была создана рабочая группа, которая предложила ряд мероприятий.

С ветеранами-активистами встретился Евгений ЛИПОВИЧ. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.

— Одна их идея заключается в оптимизация маршрутной сети, что подразумевает сокращение маршрутов общественного транспорта, имеющих низкую заполняемость, — сказал Липович. — Второе мероприятие — снижение затрат транспортных предприятий на социальную сферу. Третье предложение касается пересмотра тарифной политики в части льготных перевозок. Проанализировав ситуацию по России, рабочая группа сообщила о том, что месячный безлимитный проезд на все виды транспорта за 380 рублей, как это существует у нас, — явление в стране уникальное, такого больше нет ни в одном городе. И тогда был разработан ряд тарифных планов, которые мы сейчас выносим на обсуждение всех горожан.

Первый план сформулировали специалисты городской администрации. По нему для льготников сохраняется возможность совершать 10 поездок за 170 рублей, а за 380 можно будет проехать в городском транспорте 25 раз за месяц. Безлимитный же тариф на месяц будет стоить 750 рублей. Второй вариант предложен финансистами: 21 рубль за разовую поездку, 750 — безлимитный проезд в течение месяца. Третий вариант исходит от транспортников — 16 рублей за разовую поездку. Сейчас в Екатеринбурге идёт голосование за оптимальный тариф, и принять в нём участие могут все горожане.

— Я понимаю, что любой из этих тарифов хуже, чем то, что есть сейчас, — согласился Евгений Ефимович. — Однако финансовые возможности муниципалитета сегодня не позволяют сохранить это положение вещей. Коллективы транспортных предприятий не должны являться заложниками в финансовых спорах между городом и областью.

Есть ли альтернатива?

Обсуждение темы оказалось весьма бурным, и вопросы сыпались градом. Очень многие из собравшихся подчёркивали, что в других крупных городах России льготники пользуются правом бесплатного проезда — отчего же в Екатеринбурге нет такого порядка?

— В других городах областное правительство имеет возможность платить муниципальным транспортным предприятиям компенсацию, — ответил Липович. — Нам же заявляют, что городской транспорт должен быть самоокупаемым. Но это невозможно, нигде в мире такого нет. Например, во Франции общественный транспорт на 70% средств дотируется из бюджета, в Германии — на 30%. У нас, увы, ни в федеральном, ни в областном бюджетах не закладываются средства на общественный транспорт.

Спрашивали ветераны и о других путях выхода из сложившейся с транспортными предприятиями ситуации, которые позволили бы не затронуть финансовые интересы пенсионеров. Могут транспортники найти способы сэкономить или нет?

— Чего мы не позволяем транспортным предприятиям — это экономить на безопасности, — категорически заявил Липович. — Трамвайно-троллейбусное управление ежегодно ремонтирует 10% трамвайных путей и контактной сети. Мы не допускаем, чтобы автобусы ходили на лысой резине, и ЕМУП «МОАП» её регулярно меняет. Сегодня в каждом автобусе и троллейбусе стоят тахометры — приборы, с помощью которых можно определить, сколько времени водитель провёл за рулём: нельзя допускать, чтобы пассажиров возил утомлённый человек. Мы считаем, что водитель общественного транспорта должен быть высокооплачиваемым работником. К сожалению, так не выходит из-за финансового состояния. За сегодняшнюю зарплату российские граждане работать не хотят, и поэтому водителями становятся иностранцы.

Горячих тем немало

Ветеранов интересовало, будут ли они продолжать получать дотацию в 380 рублей. Евгений Ефимович заверил их, что она останется. А на вопрос, почему вообще сложились условия для возникновения сегодняшней ситуации, замглавы городской администрации ответил так:

— Монетизация по общественному транспорту была проведена неверно. Мы это высказывали областному правительству. Предлагали сохранить имеющиеся тарифы, но изменить порядок монетизации. Как это делается в сфере ЖКХ: те, кто воспользовался водой или электроэнергией, предъявляет подтверждающие документы и получает компенсацию своих затрат. Мы тоже предлагали не раздавать деньги всем льготникам подряд, а перечислять их тем, кто пользуется общественным транспортом, имеет платёжные документы. К сожалению, областное правительство не смогло найти механизм, чтобы реализовать наше предложение.

Горячей темой оказалась и вероятная оптимизация маршрутов. Пенсионеры заявили, что сокращать маршруты никак нельзя — и без того во многие места пассажирам приходится добираться с пересадками. Среди самых важных направлений, куда должны вести беспересадочные маршруты, они назвали медицинские учреждения и сады. Евгений Ефимович с ними согласился и пообещал рассмотреть эти предложения.

Пенсионеры привлекли внимание Липовича к мошенничествам с «ЕКАРТой». Такими злоупотреблениями, по их словам, грешат очень многие коммерческие перевозчики. Евгений Ефимович сказал, что с такими случаями обязательно будет разбираться муниципальная транспортная инспекция. Вот только переловить за руку всех нечестных кондукторов и водителей сотрудникам инспекции не под силу без помощи внимательных пассажиров. Так что тем, кто заметит разнообразные мошенничества с «ЕКАРТой», следует сообщать об этом.

Кстати

Не забудьте проголосовать!

Выбрать оптимальный новый тариф для льготников — задача всех екатеринбуржцев. Своё мнение жители уральской столицы могут выразить несколькими способами. Проголосовать за удобный вариант можно на главной странице Информационного портала Екатеринбурга. Также свою позицию можно выразить по телефонам. Те, кому по душе первый вариант, пусть позвонят по номеру: 8 (343) 288-20-09, для голосующих за второй вариант есть номер 8 (343) 288-20-10, за третий — 8 (343) 288-20-11. Также свои предпочтения можно выразить в письменном виде, отправив сообщение по адресу: Екатеринбург, 620000, а/я 657.

erid: erid: