Автобус: все «ходы» записаны » новости Екатеринбурга и УрФО

Автобус: все «ходы» записаны

6-04-2013, 08:00
Автобус: все «ходы» записаны
Фото:

К арсеналу пластиковых карт, которыми сегодня повсеместно пользуются жители Екатеринбурга, с 1 апреля добавилась ещё одна разновидность. Точнее, целых 4: карточка водителя, контролёра, мастерской и предприятия.

Правда, выдавать их будут не всем, а только работникам грузовых и пассажирских автопредприятий. И храниться в их памяти будут не деньги, а информация о маршрутах передвижения и режиме труда и отдыха водителей междугородних автобусов и грузового транспорта. По словам президента Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Николая ГЕРАСИМОВА, пока такие карты печатаются только в Москве — но очень скоро регионам будут переданы полномочия по их изготовлению на местах.

Вот только без так называемого тахографа, установленного на приборной доске транспортного средства, они не больше чем кусок пластика. А что такое «тахограф» и зачем его нужно устанавливать в салоне транспортного средства, напомнили в четверг на пресс-конференции в ИА «ИТАР—ТАСС-Урал» руководители Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области и областного ГИБДД.

Список дурных примет водителей грузового и пассажирского автотранспорта с 1 апреля пополнится ещё одной: нельзя выезжать на линию без тахографа и пластиковой карты. Нарушишь — обеднеешь на сумму от 1 000 до 3 000 рублей. Таково суровое, но справедливое требование федерального закона, вступившего в силу на этой неделе на всей территории России.

Тахограф — прибор для транспортников в принципе не новый. В переводе на язык людей, мало знакомых со сферой автоперевозок, это — бортовой регистрирующий прибор, предназначенный для контроля и регистрации скорости движения, протяжённости пробега автомобиля, а также режима труда и отдыха водителя. На конец марта 2013 года 100% междугородних автобусов и 60% парка грузовиков, зарегистрированных на Среднем Урале, уже оснащено такими приборами.

Спросите, причём тут безопасность? Очень даже причём. Водитель за рулём дальнобойной фуры или междугороднего автобуса (именно на эти типы транспорта пока распространяется обязанность иметь тахографы) должен быть не только здоровым и трезвым, но и хорошо отдохнувшим, иначе его внимание притупляется, а риск ДТП вырастает в разы. Кроме того, бывает и так: по графику водитель должен работать, скажем, с 6 утра до 18 вечера, а на деле бывает, что в рабочее время он ещё и «колымит» на каком-нибудь частном извозе, а своё руководство в известность не ставит. Вот и уверен директор автопарка, что водитель Вася трудится в поте лица на маршруте, обозначенном в путевом листе, — а Вася в сотнях километров от этой трассы, везёт родственнику дрова или стройматериалы. Хорошо, если в пути не попадёт в аварию. А если попадёт? А если в этой аварии пострадают люди? Кто будет отвечать?

Как пояснил заместитель начальника ГИБДД по Свердловской области Алексей ГАБДРАХМАНОВ, тахографы для того и нужны, чтобы исключить подобные ЧП и повысить уровень безопасности для всех участников дорожного движения. Проверить, насколько это утверждение соответствует действительности, руководители автотранспортных предприятий могут уже сегодня. Проведены и обучающие курсы. Впрочем, система-то простая: водитель перед выездом на линию вкладывает в гнездо тахометра свою персональную карточку, выданную предприятием, и на эту карточку записываются все необходимые параметры: скорость движения, время выезда и время прибытия, количество остановок в пути.

Уклониться от курса и нарушить режим при таком раскладе невозможно: на карте водителя, как в «Двенадцати стульях» у одноглазого гроссмейстера, «все ходы записаны». Работодателю остаётся лишь собрать в конце месяца все карточки сотрудников и с помощью аналогичного устройства считать с них информацию о том, где водитель был в конкретный день и час и сколько времени провёл в пути без сна и отдыха. Параллельно с персональной карточкой у каждого работодателя должна быть и карточка предприятия, содержащая отчёт о режиме труда всех сотрудников. Более того: инспектора ГИБДД получат возможность скачать данные о маршрутах водителя с помощью аналогичной карты, которая станет таким же неотъемлемым атрибутом «гаишника», как фуражка, табельное оружие и полосатый жезл. А после введения новинки на городском общественном транспорте такие карточки получат и контролёры. Правда, случится это ещё не скоро: не раньше 2015 года, сообщил на пресс-конференции начальник отдела развития транспорта министерства транспорта и связи Свердловской области Юрий КОЖЕВНИКОВ. Так что за безопасностью движения транспорта на городских трассах пока придётся следить «дедовским способом»: с помощью инспекторов ГИБДД и уличных систем видеонаблюдения.

В чём выгода применения тахографов? В финансовом смысле — нулевая. По словам президента Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Николая Герасимова, установка только одного такого прибора обойдётся автопредприятию в сумму порядка 30 000—35 000 рублей — и то в том случае, если машина новая и оборудована цифровыми, а не аналоговыми приборами. Иначе придётся менять всю «начинку» панели управления, что автоматически удорожает весь процесс «апгрейда». А не установить нельзя: последует неминуемый штраф, причём куда более солидный, чем для рядового водителя-нарушителя: от 5 000 до 10 000 рублей. Впрочем, в отдалённой перспективе от введения тахографов может выиграть рынок труда: повсеместное введение «карточной» системы контроля за работой водителей позволит точно узнать, сколько в транспортной отрасли работает человек, каков дефицит рабочих рук, сколько заявок подавать предприятиям в службы занятости и на сколько им — в зависимости от спроса на специалистов этой профессии — повышать заработную плату.

erid: erid: