Не так страшен стандарт, как его малюют » новости Екатеринбурга и УрФО

Не так страшен стандарт, как его малюют

26-11-2013, 08:00
Не так страшен стандарт, как его малюют
Фото:

— Если бы мне предложили обратиться с прямой просьбой в федеральное министерство образования и пообещали, что эта просьба будет выполнена, я попросил бы хоть года три передышки от всевозможных реформ, возможность некоторое время поработать в штатном режиме, а не в инновационном. На мой взгляд, руководители федеральных структур просто теряют чувство реальности в своих инновациях, модернизации и бесконечных реформах и забывают о том, что в первую очередь школы должны детей учить, а не приноравливаться то и дело к постоянно меняющимся требованиям, — об этом директор лицея № 130 Андрей МАРТЬЯНОВ говорил на недавней встрече с журналистами в гостиной медиа-холдинга «Уральский рабочий».

Директор лицея № 130 Андрей МАРТЬЯНОВ: «Дали бы нам поработать без реформ, в штатном режиме».

С ним согласились его коллеги — директор гимназии № 9 Екатерина СИБИРЦЕВА и директор гимназии № 47 Елена КРЮКОВА. Тем для беседы руководителей образовательных учреждений с прессой было немало, а центральной из них стал федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.

— Введение этого стандарта вызвало в обществе волну паники, — отметила Елена Крюкова, которая будет представлять Екатеринбург на очередном всероссийском конкурсе директоров школ. — Прошла информация, что по нему у старшеклассников сохранятся только три обязательных урока, все остальные занятия будут платными… И никто не обратился за разъяснениями к руководителям образовательных учреждений. Мы же знаем, что федеральный стандарт разрабатывали отдельно друг от друга два коллектива. Один проект выиграл, а авторы проигравшего запустили огромную пиар-кампанию и вызвали эту панику в обществе. На самом деле стандарт содержит множество рациональных идей. Впервые за 20 лет я как работник системы образования получила грамотный системный документ, в котором очень полно прописана модель качества образования. Раньше основной задачей школы было накопление ребёнком знаний. Однако количество информации, которую должен получать ученик, с каждым годом увеличивается в десятки раз. Так что дать готовые знания сегодня не самоцель. По новому федеральному стандарту главной становится концепция духовно-нравственного воспитания. В ней названы все комплексные характеристики, для формирования которых мы должны создать условия. Говорится и о том, что мы должны получить на выходе. Результаты образовательного процесса поделены на личностные, метапредметные и предметные. Первые связаны с умением ребёнка учиться, добывать из имеющейся информации главную толику знаний. Вторые призваны создавать целостную картину мира. И лишь третьи связаны с привычным, отработанным процессом накопления знаний. По новому стандарту образование имеет практико-ориентированный вектор: во главу угла ставится то, что ребёнок должен понимать, для чего ему в жизни нужны знания. И индивидуализация обучения, возможность выбора предметов, составления учебных планов формирует траекторию старшеклассника, помогает ему с профессиональной ориентацией.

— Конечно, чтобы этот федеральный стандарт привёл к запланированным положительным результатам, нам нужны учителя нового формата, — добавила Екатерина Сибирцева. — Чтобы всё названное реализовать, учитель должен уметь по-новому мыслить. К сожалению, переучить и переделать человека, десятилетиями работавшего в системе образования по старым стандартам, очень трудно. Однако в каждой из городских школ есть продвинутые, яркие учителя, открытые новому. Разумеется, среди педагогического сообщества дола сопротивления введению нового стандарта имеется — ведь переход на него означает для школы увеличение бумажной, бюрократической работы, большого количества локальных актов, изменений рабочей программы педагогов. Но цели, заложенные в стандарте, учителя разделяют. Просто достичь этих целей нелегко, они слишком амбициозны.

В документе об образовательном стандарте подчёркнута роль родителей в образовании детей.

— Сегодня мы заключаем договор между родителями и образовательным учреждением, — пояснила Крюкова. — Родители теперь расписываются, что в их обязанности входит готовить ребёнка к школе, контролировать посещаемость. Это сделано впервые, раньше такой правовой формы не было. Такой нормативный документ, внедрённый по федеральным стандартам, очень помогает нам в работе.

На встрече директоров говорилось о миссии руководителей образовательных учреждений, о плюсах и минусах ЕГЭ, об «элитных» школах и реальных возможностях учёбы в них, о сотрудничестве школ с вузами и предприятиями и о многом другом.

erid: erid: