Мечта педагога — хоть три года без реформ » новости Екатеринбурга и УрФО

Мечта педагога — хоть три года без реформ

5-03-2015, 08:00
Мечта педагога — хоть три года без реформ
Фото:

Как-то на круглом столе, посвящённом инновациям в образовании, директор одного из екатеринбургских лицеев моляще воскликнул: «Дайте хоть года три поработать спокойно, в штатном режиме, без всех этих бесконечных реформ! Руководители федеральных структур просто теряют чувство реальности в своих инновациях, модернизации и реформах и забывают о том, что в первую очередь школы должны детей учить, а не приноравливаться то и дело к постоянно меняющимся требованиям».

Но кто ж к нему прислушается, к директору-то. Создаётся устойчивое впечатление, что все образовательные реформы последних лет направлены не на то, чтобы помочь детям усваивать необходимые знания, и уж точно не на то, чтобы облегчить труд педагогов, — скорей, на то, чтобы выковать из учительского состава некий космический спецназ, способный вмиг идеально приспосабливаться к новому экстриму. Словом, чтобы «шкрабы» (так в раннесоветский период сокращали слова «школьные работники») не скучали. В пару-тройку месяцев внедрить позаимствованную на Западе учебную технологию, которая на том самом Западе выстраивалась годами и вообще-то требует для своей реализации наличия остальных компонентов западного образа жизни, успеть приучить к ней школьников, да ещё и отправить отчёт высокому начальству — для российского педагога это не исключение из правил, а повседневная работа.

Недавно федеральное Министерство образования и науки выступило с предложением ограничить количество времени, которое школьники проводят за выполнением домашних заданий. «Объём домашних заданий по всем учебным предметам должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2—3-м классах — 1,5 часа, в 4—5-м классах — 2 часа, в 6—8-м классах — 2,5 часа, в 9—11-м классах — до 3,5 часа», — говорится в документе. При этом предметы, требующие длительной домашней подготовки, не должны стоять в расписании в один день. Пока министерство не издало на этот счёт приказа, проект вынесен на общественное обсуждение. Но разговоры о сокращении или полной отмене домашних заданий ведутся давно, так что, даже если общественность не поддержит министерскую инициативу, возвращение к этой теме ещё предстоит.

Если ты школьник, тут впору скакать до потолка и сочинять дифирамбы в честь Минобрнауки. Родителей тоже радует снижение нагрузки на любимых чад и возможность меньше с ними скандалить, требуя стопроцентного выполнения «домашки». А если посмотреть на ситуацию с позиции педагогов, особо весёлого мало.

Во-первых, в нашей отечественной образовательной традиции принято оставлять часть материала на домашнее усвоение, и огромному количеству учителей, особенно с немалым стажем, будет крайне трудно перестраивать подачу учебной программы так, чтобы вместить всё в 45 минут урока. Сама система школьного образования выстроена так, что на домашние задания приходится до половины объёма содержимого учебников.

Во-вторых, на домашних заданиях в существенной степени держится школьная отчётность, значимость и ценность которой в концах четвертей взлетает до небес. Выходит, в финале каждой четверти учителям хочешь не хочешь придётся отягощать детей повышенными интеллектуальными нагрузками. И как отреагирует на такое ребёнок, не привыкший перетруждаться? Правильно, либо пошлёт претензии «училки» куда подальше вместе с ней, либо честно попытается выполнить требования и не сможет с ними справиться, ничего в итоге толком не усвоив и не запомнив.

Третья, самая серьёзная причина поставить под сомнение инициативу Минобрнауки лежит в фундаментальных особенностях человеческой психологии. Идея о сокращении домашних нагрузок предполагает, что дети будут выполнять задания размеренно и планомерно. Ну и много вы видели школьников, способных так оптимизировать свой рабочий день и ровно распределять энергию? Среди взрослых и то большинство предпочитает откладывать нелюбимые дела до самого последнего момента. Требовать от несовершеннолетних той степени самоконтроля, которую мы с вами, если ею и обладаем, сунули куда-то в чулан до лучших времён, просто лицемерно. Сколько времени ни отводи школьнику на выполнение «домашки», всё равно он за неё примется в компании жареного петуха и будет работать в том самом авральном режиме, который детским психологам и специалистам Минобрнауки кажется таким неподходящим для ребят.

Ряд экспертов, в частности, директор Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ Высшей школы экономики Анатолий КАСПРЖАК, считают, что разумней был бы другой подход — не урезать домашние задания, а снизить хотя бы для старшеклассников количество аудиторных занятий. Пусть при этом подростки будут уделять откровенно неравнозначное внимание школьным предметам — большинство из них всё равно так и поступает, заранее выбрав жизненный путь и определив, по каким дисциплинам для вступления на него нужно сдавать ЕГЭ.

Думаете, в федеральном министерстве не обдумывали различные аспекты реализации новой инициативы, не взвешивали мнения экспертов, не апеллировали к здравому смыслу? Там сидят умные и образованные люди, явно способные предвидеть последствия собственных действий. Почему же они стремятся то и дело ошарашить рядовых педагогов щедрыми на те самые последствия реформами? А чтобы «шкрабы» не скучали…

erid: erid: