Питер — Уралу: «Спасибо, что спас!» » новости Екатеринбурга и УрФО

Питер — Уралу: «Спасибо, что спас!»

5-07-2016, 12:06
Питер — Уралу: «Спасибо, что спас!»
Фото:

Понятия «Урал» и «блокадники» исторически связаны неразрывно, несмотря на 2 000 км, отделяющих Екатеринбург от северной столицы. Наш регион стал в годы войны вторым домом для 830 предприятий, эвакуированных из западных областей СССР, в том числе и ленинградских. И это — не считая тысяч бесценных экспонатов, вывезенных на Урал из музеев Ленинграда, Гатчины, Пушкина и Петергофа летом и осенью 1941 года.

История эвакуации до сих пор по-настоящему не изучена. И не только потому, что на протяжении многих десятилетий государственные и военные архивы не подпускали учёных к документам той поры. По мнению заместителя директора по научной работе Государственного музея истории Петербурга Юлии ДЕМИДЕНКО, такого «переселения» людей, технологических мощностей и культурных ценностей, как в рамках эвакуации 1941—1942 годов, мировая история доселе не знала. Одних только музейных экспонатов было перевезено в 70 (!) раз больше, чем планировалось изначально. Многие раритеты отправлялись на восток страны в пожарном порядке, буквально под дулами немецких танков. Зачастую для транспортировки ценностей не было ни ящиков, ни грузовиков, ни помещений для складирования. Легендарную коллекцию Эрмитажа, например, в Свердловске пришлось размещать сразу в нескольких местах: Свердловской картинной галерее, здании бывшего римско-католического костёла (ныне транспортное кольцо перед гостиницей «Центральная») и даже в печально знаменитом Ипатьевском доме. Эпичная история спасения эрмитажных ценностей — до сих пор одна из наиболее славных страниц истории военного Свердловска. Кстати, часть раритетов Эрмитажа после войны осталась в нашем городе — и пополнили фонды Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5). И лишь недавно — в апреле этого года — они были полностью представлены на выставке «В память о прошлом на будущее», открывшейся в музее ИЗО и приуроченной к 71-й годовщине Победы. 

Но ведь кроме экспонатов нужно было где-то расселить и людей: сотрудников Эрмитажа, работников эвакуированных заводов, детей из ленинградских детдомов. По словам заведующей документальным фондом Свердловского областного краеведческого музея Ольги БУХАРКИНОЙ, в годы войны свыше 60 тысяч ленинградцев нашли приют в Свердловской области. Для их приёма при Свердловском облисполкоме было создано Управление по эвакуации. Нашли не только жильё (в том числе за счёт строительства бараков и уплотнения квартир коренных свердловчан), но и изготовили для эвакуированных 38 000 пар валенок. В какой-то момент Свердловску стала угрожать самая настоящая жилищная катастрофа — нормы размещения сократились с довоенных 4 «квадратов» на человека до 2,5, а кое-где и до 1,8, свидетельствует старший научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН Никита МЕЛЬНИКОВ. Всего же за годы войны численность жителей крупнейших городов Среднего Урала, Свердловска и Нижнего Тагила выросла с 423 тысяч человек до 620 тысяч.

В те дни один только Свердловск принял на свою территорию свыше 60 крупных предприятий, на базе которых уже после Победы выросли такие гиганты уральской индустрии, как «Уралхиммаш» (на мощностях киевского завода «Большевик»), Свердловский шинный завод (на базе киевского «Красного резинщика» и московского «Каучука»), «Уралкабель» (киевский «Укркабель» и московский «Москабель»). Ленинградским предприятиям тоже нашлось место: к примеру, Ижорский завод разместился на площадях УЗТМ, завод № 76 и часть Кировского завода влились в состав Уральского турбинного завода, а на базе оборудования Охтинского химического комбината был построен Свердловский завод пластмасс.

А для Юлии Демиденко Свердловск — в прямом смысле слова «член семьи»: именно в наших краях нашли приют её отец и бабушка, чудом избежавшие голодной смерти в блокаду.

erid: erid: