И что придёт на смену ЕГЭ? » новости Екатеринбурга и УрФО

И что придёт на смену ЕГЭ?

30-03-2013, 08:00
И что придёт на смену ЕГЭ?
Фото:

Живо обсуждая тему, вброшенную администраторами из Министерства образования и науки РФ — будут ли результаты подтягивания на перекладине, бега на лыжах и (или) стрельбы по мишеням засчитываться в дополнение к ЕГ или как часть его при поступлении в высшие учебные заведения, участники дискуссии, на мой взгляд, уводят нас от главного вопроса.

А именно: не идёт ли дело к тому, что в скором времени ЕГЭ если не отменят совсем, то как минимум существенно понизят в статусе?

В середине марта Президент на встрече с руководителями федеральных ведомств, образовательных учреждений, представителей общественности, посвящённой вопросам развития в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта, сказал, что, по его мнению, было бы «вполне уместно вспомнить позитивный опыт прошлых десятилетий» — тот же комплекс ГТО («Готов к труду и обороне»).

В нашей российской действительности самые быстрые реакции происходят, как известно, в ответ на рекомендации начальства. Не разочаровали чиновники и в этот раз. Не прошло и десяти дней, как из Минобрнауки зазвучали первые задумки, как связать ЕГЭ с ГТО — и растиражировали их в прессе. Со ссылкой на замминистра образования Игоря РЕМОРЕНКО появилась информация, что «отличники спортивной подготовки смогут добавить себе по 10—15 баллов». Правда, чуть позже г-н Реморенко сам себя, похоже, дезавуировал: по его обновлённой формуле сдача норм ГТО, скорее всего, «не будет обязательным требованием при поступлении в вуз». Мол, свои успехи в ГТО абитуриент при желании просто сможет включить в портфель индивидуальных достижений. «Нам кажется, что должны быть разные спортивные соревнования, конкурсы, олимпиады, результаты которых могут засчитываться при приёме в вузы. Причём добровольно».

В какое из мнений замминистра верить, не знаю; однако в прессе, со ссылкой уже на его непосредственного начальника — министра Дмитрия ЛИВАНОВА, появилась информация, что ЕГЭ может-таки быть дополнен нормативами ГТО: «ЕГЭ даёт вполне адекватную картину учебных достижений школьников, но это далеко не полная картина уровня развития». Полная картина, выходит, — это когда «учебные достижения» измеряются не только тестами ЕГЭ, и логично предположить то, что мы и предположили: с ЕГЭ в его нынешнем виде могут и распрощаться…


ЕГЭ может быть дополнен нормативами ГТО. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Ливанов приходил на днях в студию одной из радиостанций, и его откровения в эфире позволяют говорить о том, что речь, собственно, не о введении ГТО или чего-то ему подобного в школах, а о том, что ЕГЭ уже не удовлетворяет задачам дня.

Чтобы вы в этом убедились, позволю себе несколько цитат из этого эфира (кому интересно, полная запись есть на сайте Минобрнауки).

«Мы понимаем, что изначально Единый экзамен задумывался как только один из факторов доступа человека к бесплатному высшему образованию. А сегодня он по факту стал единственным. И это очень серьёзно деформирует и сам Единый экзамен, и образование в старших классах школ. И меня эта проблема серьёзно беспокоит. Что, на наш взгляд, нужно сделать для того, чтобы улучшить здесь ситуацию? Первое: нам нужно обязательно учитывать учебные достижения школьников по другим предметам, по тем, по которым они Единый экзамен не сдают».

Не прошло и пяти лет, как глава ведомства образования признаёт то, о чём предупреждали критики ЕГЭ: «натаскивание» на тесты — ещё не показатель качества усвоения школьных предметов, а хорошие баллы по выбранным курсам — не показатель уровня образованности, который в современной России упал ниже плинтуса.

Прозвучали в эфире слова и про то, что в «портфолио» школьника (и абитуриента) могут входить как победы на математических олимпиадах, так и на конкурсах скрипачей, и достижения в спорте — «тоже с каким-то весом…» для ЕГЭ. Правда, этот «вес» почему-то предложено добавлять «в тот показатель, по которому человек зачисляется на бюджетное место, участвует в конкурсе». И если человек поступает в медицинский институт, то его выступления на конкурсе чтецов должны быть зачтены — и у него будет преимущество перед теми, кто читать стихи вслух не сподобился.

Возникает, правда, вопрос: а что выше по «весу»: чтение стихов, метание гранаты или игра на балалайке? Ведь только разрешив эту проблему, можно будет говорить о хоть какой-либо корректности в подборе кандидатов на бюджетные места. Впрочем, о чём это я, когда есть давно уже апробированные методы весового исчисления — в денежном выражении. Ведь согласитесь, приёмная комиссия в вузе не станет слушать кандидатов-пианистов и ходить в тир посмотреть, как стреляют абитуриенты…

Впрочем, подождём до мая с. г., когда, как обещал в эфире министр, вопрос вынесут на обсуждение — чтобы уже в августе принять решение окончательное. «И уже с сентября всем — и школьникам, и их родителям, и тем людям, которые в вузах работают, будет ясно, по каким правилам будет проходить зачисление в вузы на конкурсные бюджетные места в 2014 году», — довольно бодро пообещал глава Минобрнауки.

Будем ждать.

erid: erid: