«Не умею работать и не хочу учиться» » новости Екатеринбурга и УрФО

«Не умею работать и не хочу учиться»

24-05-2013, 08:00
«Не умею работать и не хочу учиться»
Фото:

Если взять статистику Росстата за последние 10 лет о росте зарплат и динамике повышения производительности труда, то просчитывается любопытная тенденция.

Производительность труда в России выросла с 2003 по 2012 год включительно максимум на 40—45%, в то время как уровень зарплат (в реальном исчислении, за вычетом инфляции) повысился почти в 5 раз.


В промышленности каждый занятый производит за год добавленного продукта в России на 50 000 долларов, и это в 3 раза меньше, чем в США. Фото: Антон БУЦЕНКО (архив).

Понятно, что в плане зарплат присутствует «эффект низкой базы» — то есть рост происходил с уровня заниженных, нищенских зарплат конца 1990-х. Однако пятикратный рост — всё равно как-то слишком. Россия, судя по статистике, по производительности труда отстаёт не только от стран Западной Европы, США или Японии, но также от Польши, Турции и даже коллег по Таможенному союзу — Белоруссии и Казахстана. Если просчитать наш ВВП по паритету покупательной способности, то он у нас на душу населения составит порядка 22 000 долларов в год — и это примерно две трети от уровня развитых стран, в которых ВВП на душу населения варьируется в диапазоне 33 000 — 35 000 долларов. То есть мы в принципе производим мало. И позволить себе купить можем немного. Совсем грустно становится, если вспомнить, что изрядная доля нашего ВВП — сырьё. Добыть его — тоже труд, но всё же…


По отраслям экономики в сопоставлении с другими странами это выглядит так.

В сельском хозяйстве мы производим продукции в расчёте на одного порядка 18 000 долларов в год — и это в 5 с лишним раз меньше, чем в США, в 2 раза меньше, чем Германии, на 30% меньше, чем в Белоруссии.

В промышленности каждый занятый производит за год добавленного продукта в России на 50 000 долларов, и это в 3 раза меньше, чем в США, которые в свою очередь вовсе не единоличные мировые передовики: показатели по объёму производства в пересчёте на каждого занятого в Японии и Южной Корее выше американских.

Неплохо развивается у нас сфера торговли — каждый занятый в ней прибавляет ВВП на 37 000 долларов в год, и это сравнимо с японскими и выше южнокорейских показателей, но от Бразилии и США отставание более чем в 2 раза.

Отстаём мы по производительности труда в строительстве — на треть даже от Греции, Турции и Чили. Втрое ниже наши показатели в финансовом секторе от достижений Франции, Бельгии, и даже Казахстан нас опережает.

Но самый сильный разрыв с глобальными показателями у нас по сферам образования, здравоохранения и социальных услуг. Мы производим добавленного продукта в ВВП здесь на одного занятого примерно на 13 000 долларов в год — а это в 7 (!) раз меньше, чем в Японии, почти в 6 раз меньше, чем в США и Южной Корее, более чем в 3 раза меньше, чем в Мексике.

В чём причины? Эксперты сходятся на том, что виной не только устаревшее оборудование, но и отвратительно низкие квалификация, организованность и усердие работников. При этом никакого «света в тоннеле» нет. Фонд «Общественное мнение» опубликовал на днях данные исследования, сколько работающих россиян хотят повысить уровень своей квалификации и на каких условиях. Повысить квалификацию хотело бы лишь чуть больше трети (37%) работающих россиян. Но ровно столько же (36%) повышать свою квалификацию не хотят. Огромна дистанция между декларируемыми желаниями и реальными действиями: получить новую специальность хотели бы 19% опрошенных — предпринимают что-то для этого лишь 4%.

«Ленивы мы и нелюбопытны», как говорил поэт-классик. Психология трудящихся до сих пор «совковая», когда жизнь и производство практически не менялись, а потому нужды учиться и переучиваться не было. Чтобы оправдать свою леность и неумение выкроить время, в ход идёт куча аргументов типа: «Мне за это никто не заплатит». Хотя в крупных городах нельзя не поражаться диспропорциям на рынке труда: пока люди одной профессии изнывают от безработицы, в других — огромный некомплект кадров. Скажем, в Екатеринбурге вот уже минимум 10 лет — дефицит менеджеров по продажам.

Правда, здесь стоит отметить и другое. «Новые профессии», появившиеся у нас в появлением свободной рыночной экономики, требуют не просто новых знаний — другого менталитета. А он закладывается только в детстве. Так что изрядному числу людей у нас уже поздно переучиваться.

Но всё равно: надо же что-то делать, товарищи. На днях экономисты констатировали, что мы вошли в «зону проклятия среднего дохода». То есть раньше мы могли конкурировать на мировом рынке за счёт дешевизны своей рабочей силы. Сегодня наши зарплаты выросли, вместе с ними выросла себестоимость продукции. Мы можем конкурировать только за счёт качества, уровня своего труда.

erid: erid: