Ключи от идеального града » новости Екатеринбурга и УрФО

Ключи от идеального града

17-08-2013, 08:00
Ключи от идеального града
Фото:

В подарок городу и горожанам к общему Дню рождения Музей истории Екатеринбурга (МИЕ, ул. Карла Либкнехта, 26) открыл новую экспозицию под красивым и загадочным названием «Небесный код Екатеринбурга». Сегодня с музейной помощью любой желающий может отправиться в путешествие к истокам — в XVIII век, в 1723 год — год основания Города.

Музейщики озадачивают посетителя от порога. Дают в руки маленький бумажный листочек с кодом, который поначалу все приняли за QR-код для мобильных телефонов. Но, оказалось, догадка неверная. Эта «матрица» из XVIII века, а разгадка — впереди.

За огромным «французским» окном в пол музейного зала «Площадь городских часов» шумит праздничный мегаполис XXI века. А на противоположной стене нас ожидает иное время. Зрители отгораживаются от современности плотными занавесями, надевают трёхмерные очки, и на экране в медиаинсталляции оживают Пётр Первый, его царственная супруга Екатерина Алексеевна, святая Екатерина — небесная покровительница новорождённого града, его отцы-основатели Василий ТАТИЩЕВ и Вильгельм ДЕ ГЕННИН, его завод, его люди… Медиаинсталляция «Начало. XVIII век» уже знакома екатеринбуржцам, она, в свою очередь, и положила начало новой части постоянной исторической экспозиции музея.  Вот её «премьеру» и представляют нынче горожанам.


Нинель БРИТВИНА ведёт путешественников в XVIII век. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

Всё исполнено таинственности. В старинной кирпичной стене арки закрыты чёрной тканью. Как в театре, занавес раздвигается, и мы оказываемся в полутёмном помещении. В глубине веков, видимо, светло не бывает. Заместитель директора МИЕ по науке Нинель БРИТВИНА ведёт нас по времени, от экспоната к экспонату, от одной карты к другому плану. Эти старинные карты, схемы, планы принадлежат времени зарождения города-крепости-завода. Интересно, что почти под каждой из этих схем подпись: «План сочинил…» или просто «Сочинил…» Действительно, эти люди «сочиняли» тогда наш город.

Медные платы и посуда медеплавильного завода и хрупкие фарфоровые блюдце, шкатулочка, вещи старообрядцев и канцелярские принадлежности екатеринбургских школяров, устрашающего вида клейма, щипцы, кандалы для наказания беглых работников и предметы для игры в кегли… Да-да, ведь на Урале в ту пору жили и работали в большом количестве чиновники, специалисты немецкого происхождения, они и устроили первый екатеринбургский кегельбан. Русские, башкиры, немцы, иных земель уроженцы жили здесь и вместе сочиняли город. И не было меж ними ни национальной, ни конфессиальной розни…


Вот он — наградной ключ от идеального града. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

Карты и планы — в тяжёлых тёмных рамах, будто сколоченных из древних дубовых половиц. Говорят, что так и есть, но только деревянный «оклад» сделан из материала следующего века — остатков старого пола дома генерала КАЧКИ, где, собственно, и расположен музей. Генерал-майор не думал—не гадал в своём XIX веке, что доски, по которым ходил с домочадцами, послужат в ХХI веке обрамлением городского плана другого генерала – Вильгельма де Генина. Этот грундрис 1734 года (Grundriß по-немецки, а по-русски чертёж) и зашифрован в той «матрице», что нам раздавали в начале. Вот река с плотиной, вот четыре башни по углам крепости, вот заводские постройки — Исторический сквер сегодня. А тогда здесь набирал производственную силу завод, ставший самым мощным в Европе. Генерал Генин, создавая схему расположения этих прямых улиц, эту симметричную структуру города, думал не только о её функциональности. Здесь скрыта аллегория — отражение неба на земле. Четыре стороны света, плотина как центр мироздания, регулирующий вселенскую энергию… Вот откуда — «небесный код». А если бы в ту пору можно было подняться на воздухоплавательном аппарате, то с небес город именно так и выглядел.

План постройки со временем трансформировался, город непрерывно менялся, но тот первоначальный замысел был оценён в 2000 году международным архитектурным сообществом как «идеальный город». Об этом напомнил на встрече с XVIII веком профессор УрГАХА Александр БАРАБАНОВ. Профессор — один из тех, кто разгадал небесный код Екатеринбурга и принимал деятельное участие в создании этой исторической экспозиции. За что ему и был передан ключ от «идеального града» —  миниатюрный «клон» ключа от городских ворот позапозапрошлого века. Директор ЕМИ Ирина ЕВДОКИМОВА вручила ещё четыре ключа — заместителю начальника управления культуры администрации Екатеринбурга Михаилу ЗАНИНУ, директору Государственного архива Свердловской области Анатолию ОКУНЕВУ, историку и учёному секретарю музея Николаю КОРЕПАНОВУ и главному художнику экспозиции Вячеславу САВИНУ. Но и другие посетители «Небесного кода…» ощутили себя обладателями ключа к новому пониманию истории, а значит и настоящего, родного Города.

В тему

Сегодня посетителей Музея истории Екатеринбурга, кроме путешествия в XVIII век, ждёт сюрприз. В День города каждый может стать его архитектором, приняв участие в интерактивной игре. Придётся потрудиться, разгадывая екатеринбургские архитектурные тайны. Но зато в финале участникам вручат специальные значки «Я — архитектор Екатеринбурга».

erid: erid: