Россияне настаивают на всенародных выборах мэров » новости Екатеринбурга и УрФО

Россияне настаивают на всенародных выборах мэров

20-05-2014, 08:00
Россияне настаивают на всенародных выборах мэров
Фото:

19 мая Левада-ЦЕНТР опубликовал данные опроса в 130 населённых пунктах 45 регионов страны: как должны избираться мэры крупных городов?

Мэры крупных городов должны избираться населением этих городов — ответ 77% россиян. И только 9% сказали, что к назначению руководителей городов могут быть причастны областные власти.

Это резко контрастирует с мнением инициаторов очередной муниципальной реформы. Напомню, что сегодня в повестке заседания Госдумы уже второе чтение законопроекта о ней — первое прошло 15 апреля с. г.

Проект федерального закона внесён группой из 36 депутатов Госдумы и 1 члена Совета Федерации, но, утверждалось от лица инициаторов и авторов — в них числятся московские политологические институты, он якобы «обкатан» в законодательных собраниях регионов.

Даже тут интересная получается картина. Речь в законопроекте о местном самоуправлении, однако мнение муниципалов оказалось за бортом. Понятно, что не на разных планетах живём, однако почему бы не поинтересоваться мнением именно тех, кто лучше всего разбирается в вопросе? Это ж всё равно, что реформу здравоохранения обсуждать с педагогами. Более того, давно известно, что муниципальные власти крупных городов в силу самого порядка вещей — системные оппоненты властей региональных. Если по какой-то причине завтра муниципалов вообще не станет, регионалы закатят гулянку на неделю, предвкушая беззаботную жизнь. Так что уместней другая аналогия: стоит ли реформу адвокатуры обсуждать с прокурорами? Судейскую реформу — с уголовниками?

Но даже и губернские отзывы малочисленны! На сайте Госдумы, в «паспорте» законопроекта, их зафиксировано всего 8 (!) от 8 региональных парламентов — все «положительные». Если мне не изменяет память, то на момент составления законопроекта субъектов Федерации у нас было 83 — с Крымом и Севастополем их уже 85.

Но дело даже не в формальных признаках (хотя и формальности в законотворчестве играют далеко не последнюю роль: широкое обсуждение законопроекта перед его принятием есть некая гарантия того, что тот будет строже исполняться). Проблема в том, что в предлагаемой формуле МСУ как полноценный институт попросту исчезает.

Вся власть, по сути, отдаётся губернатору и его чиновникам, с позволения которых избираются «локальные» депутатские собрания и вердикт которых становится главенствующим при формировании городского уровня власти — исключительно представительского типа. После жарких обсуждений авторы закона решили быть чуть либеральнее. Они заверяют всех, что порядок управления городами будет определяться на местах. Эти полномочия передаются… региональным властям. Кто-то всерьёз верит, что люди могут добровольно отказаться от лишней порции власти?

Губернаторы, по сути, получают чуть не неограниченный политический и весьма существенный финансовый рычаги давления на муниципалитеты крупных городов (а в их числе все региональные центры плюс ещё сотня-другая крепких муниципалитетов) — с тем чтобы перераспределять бюджетные ресурсы, которые в основном формируются в крупных городах (в Екатеринбурге формируется две трети регионального бюджета!). Как им вздумается.

Что ж, прямое государственное правление — вариант вполне обсуждаемый. В конце концов, долгое время в России никакого местного самоуправления не было. Однако любая схема управления строится на простом принципе: полномочия всегда соразмерны ответственности, и наоборот. Командующий флотом может подняться на корабль и отстранить к чёртовой матери его командира. Это его право. Вот только после этого он уже сам несёт всю ответственность за корабль. Не хочешь отвечать — отдай все полномочия кому-то.

Увы, в нашей системе власти уже давно считается нормальным святые законы попирать. До сих пор это происходило с малыми населёнными пунктами: их деньгами ведает областная власть, ответственность же за положение дел в городе несёт власть муниципальная. К чему это ведёт, можно увидеть, выехав в глубинку — катастрофа полная. Не так давно СМИ рассказывали ужасающий случай: победивший на выборах глава посёлка покончил с собой, потому что понял, что не имеет никакой возможности поменять жизнь в своём населённом пункте. Гораздо больше примеров прозорливости — люди просто не идут на должность «мальчика для битья». В системе муниципальной власти ощутимый кадровый голод.

Нечто подобное происходило и в крупных городах. Кого ругают за ухабы на дорогах, за перебои с теплом, за стоимость проезда в трамваях? Известно кого — мэра. Обывателю абсолютно не интересно, достаточно ли «область» отмерила в городской бюджет. Сами областные чиновники никогда на себя ответственность не возьмут. Наоборот, в моде начальственные разносы «Почему плохо снег убираете? Я вот щас лопату возьму и покажу, как это надо делать!!!»

Уже сегодня бюджета Екатеринбурга, да и других развитых областных центров, катастрофически не хватает на удовлетворение возросших потребностей горожан. Они привыкли к определённому уровню комфорта в своих новых квартирах, в современных офисах. Они ездят отдыхать в Европу. Вольно или невольно, они требуют соответствующего состояния дорог. Они не понимают, почему в поликлинике или детском саду — совсем другая эпоха, чем в магазинах, куда они ходят, или салонах красоты.

Так вот, запланированное региональными властями изъятие бюджетных денег из крупных городов с целью тушения пожаров в глубинке ухудшит ситуацию в мегаполисах ещё больше. То, что это чревато «майданами» — это ещё полбеды. По-настоящему грозный ответ рассерженных горожан — то, что они с чадами и домочадцами уедут в Москву, Питер или за рубеж. Туда, где они за рубль или евро своих налогов получают больше. Причём провинциальные мегаполисы в первую очередь покинут именно те, кто наполнял их бюджеты своими налогами, а свои проблемы решал сам. А останутся те, кто создавал нагрузку на бюджетную сферу.

Другая проблема, которая встанет перед недальновидными регионалами, — то, что, разгромивши мэрии, им придётся городскими проблемами заниматься самостоятельно. А это куда сложней, чем орать «Почему дороги не почищены?» или «Где места в садиках?» Областные структуры власти к реальной работе не приспособлены никак. «Мускулы», которые когда-то были в обкомах, давно превратились в желе. По причине всё того же отсутствия реальной ответственности. Слишком много возможностей списать те или иные провалы в экономике и социальной политике на других. Проблема современного российского государства в том, что реальную вертикаль власти наладить так и не удалось. Ситуация абсолютно гоголевская: когда до Москвы целых 3 тысячи километров, контролёры неминуемо братаются с контролируемыми. Прокуратура, МВД, ФСБ находятся в самых милых отношениях с региональной властью. Дружные отчёты наверх создают в Москве миф о доблестных регионалах, которым нужно передать всё новые и новые полномочия. В итоге все достижения приписываются им, а все провалы — объективным обстоятельствам или «тупым и вороватым муниципалам».

В таких условиях коридоры областной власти неминуемо заполнялись не энергичными профессионалами, а угодливыми господами или попросту «кого надо племянницами». Они будут реальные проблемы решать? Ага, наладили водоснабжение в Сухом Логе. Руками специалистов екатеринбургского муниципального предприятия «Водоканал».

Екатеринбургское научное сообщество уже высказывало своё резкое неприятие заложенному в законопроекте курсу как конфликтному и с экономической и социальной точки зрения ущербному. Депутаты Екатеринбургской Гордумы оценивают законопроект как откат от курса развития.

На днях о том же самом высказалось руководство и экспертное сообщество другого крупнейшего муниципалитета России — Новосибирска: попытка унифицировать структуру органов МСУ там названа неуместной. Проект закона не содержит критериев разграничения полномочий и чётко прописанных механизмов межбюджетных отношений, говорится в отзыве сибиряков-муниципалов. Раскритиковали законопроект и в другом сибирском городе — Красноярске: городские депутаты единогласно проголосовали за принятие обращения к Президенту РФ и депутатам Госдумы с мотивировками: отказ от прямых выборов и дробление власти в крупных городах приведёт к хаосу во власти и полностью дискредитирует МСУ, отдалит власть от человека и его интересов.

Нам вообще пора отказываться от средневекового представления, что «регион» — более значимое понятие, нежели «город». Посмотрим в глаза фактам. Никто в мире не знает, что такое «Свердловская область». Слова «Екатеринбург», «Нижний Тагил» знакомы очень многим. «Остальная область» за вычетом этих двух городов порождает новостей общефедерального звучания в десятки раз меньше, чем они. О том, что именно эти два города формируют большую часть областного бюджета, я уже говорил выше. Стало быть, по справедливости в интересах дела не регионы должны командовать городами, а наоборот.

Возможно, это слишком смелая постановка вопроса. Но что можно утверждать совершенно точно, так это то, что экономическая смерть мегаполисов будет автоматически вести к скорой смерти всего региона.

От рассвета до заката поистине один шаг. Стоит лишь принять реформу МСУ в предлагаемых параметрах…

erid: erid: