Брезгливость американца испортила радость встречи » новости Екатеринбурга и УрФО

Брезгливость американца испортила радость встречи

3-02-2015, 08:00
Брезгливость американца испортила радость встречи
Фото:

Николай Павлович ПАНЬШИН родился 19 декабря 1926 года в селе Деево Алапаевского района Свердловской области в большой крестьянской семье. Основное занятие в селе — животноводство, и уход за скотиной был главным уделом мальчика. Но Николай тянулся к учёбе, поэтому отец дал ему возможность выучиться в школе. В селе в конце 1930-х годов появился трактор, и за его работой юноша мог наблюдать часами.

Николаю было 15 лет, когда началась Великая Отечественная война. Он видел, как один за другим уходили на фронт односельчане. Отправился воевать и его отец. Николаю сначала казалось, что война кончится быстро — ведь финская в 1940-м длилась «всего» 100 дней. Но радиосводки становились всё тревожней. В какой-то момент Николай понял, что и ему предстоит идти бить фашистов.

В декабре 1942-го десятикласснику Паньшину исполнилось 17 лет, а в начале января 1943-го его призвали в армию. Деревенскому пареньку выпало связать жизнь с самой передовой на то время ракетной техникой. Николая и ещё четверых ребят из Алапаевского района направили в Свердловск. Сформированную там группу из 30 человек отправили в Москву во 2-ю гвардейскую учебно-миномётную бригаду для обучения — осваивать реактивные миномёты ЗМ-8, М-13, М-30. В августе 1943-го ребята в званиях младших сержантов поступили во вновь формируемые семь дивизионов системы М-13 («катюша») в окрестностях подмосковного города Люберцы. Паньшина назначили наводчиком первого расчёта второй батареи. Поздней осенью 1943 года с Ленинградского вокзала дивизион направили на 2-й Украинский фронт и передали Сталинградско-Киевскому танковому корпусу 6-й танковой армии в районе городов Бахмач и Конотоп.

После Ясско-Кишинёвской операции в июле 1944 года немцы пытались перейти в наступление со стороны Румынии. Ракетчики вели оборонительные бои, где был тяжело ранен сержант БЕЛОВ. Командиром расчёта стал Николай Паньшин. В августе 6-я танковая армия перешла в наступление, с боями прошла Румынию до болгарской границы.

Затем начались тяжёлые бои за освобождение Венгрии, за города Дебрецен, Кесег, Вац, после взятия которых армия вышла к Дунаю, к Будапешту, но встретила упорное сопротивление немецких и союзных им венгерских войск. Потом танковый корпус стал наступать по левому берегу Дуная, форсировал эту реку и соединился с войсками 3-го Украинского фронта, замкнув кольцо вокруг Будапешта. Немцы бросили сюда для разрыва кольца 11 танковых дивизий.

Это были страшные бои. Ракетная установка Николая Паньшина давала залпы с одного места, не заботясь о маскировке, ведь отступать было некуда, стрелять приходилось из последних сил, пока были снаряды.

— Этот бой продолжался семеро суток, — вспоминает Николай Павлович. — Мне казалось, что всё вокруг было разрушено. На поле боя — десятки подбитых и сгоревших танков, как наших, так и немецких. Большой урон понес и мой расчёт. В живых я остался, но был тяжело контужен: ранен мелкими осколками в голову и шею. Чудом остался цел наш шофёр БАХАРЕВ. Пострадала и наша боевая машина — танковая болванка ударила в низ левой двери кабины, прошила коробку передач и правую сторону кабины. Но артиллерийская установка осталась невредимой.

После взятия Будапешта снова были наступательные бои за города Веспрем, Винер-Нойштадт и Вену. А в освобождённой Праге бойцы танкового корпуса встретились с американскими войсками.

— Наши ребята, усталые и грязные после трёхдневной поездки, с радостью бросились брататься с американцами, — рассказывает Паньшин. — И я тоже, счастливый, выскочил из машины и обнял американца. А он вдруг достал чистый носовой платок и стал брезгливо оттирать руки и щёку. Я понял его, и радость исчезла от такой встречи.

Советские солдаты радовались Победе и считали, что скоро будут дома, но их отправили на новую войну — с Японией. После её капитуляции Николай Павлович служил на Дальнем Востоке до мая 1950 года. Среди его наград — орден Славы III степени, орден Отечественной войны II степени, множество медалей. 23 благодарности получил он от Верховного Главнокомандующего.

Вернувшись домой, Паньшин устроился на завод им. М. И. Калинина, заочно окончил школу и радиофакультет УПИ, в течение 25 лет возглавлял бюро технического контроля кузнечно-прессового цеха № 24. Долгие годы Николай Павлович руководил заводским советом ветеранов войны.

Он по сей день поддерживает тесную дружбу с однополчанами, помнит всех пофамильно, переписывается с ними. Бывшие соратники-однополчане тоже дорожат фронтовыми воспоминаниями и радуются, когда есть возможность встретиться друг с другом. Они сами организуют эти встречи — то в Москве, то в Перми, то в Екатеринбурге.

Подготовил актив Совета школьного музея «Память» школы № 138, ОРДЖОНИКИДЗЕВСКИЙ РАЙОН.

Суть проекта «Герои живут рядом».

erid: erid: